• 19 мая 2015, вторник
  • Москва, Большая Новодмитровская 36/1

Визуальные эксперименты в кино-видеоискусстве

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Дизайн-завод "Флакон"
3265 дней назад
с 20:00 19 мая до 21:30 7 июля 2015
Москва
Большая Новодмитровская 36/1

Экспресс курс лекций Даши Бирюковой посвящен истории визуальных экспериментов от зарождения кинематографа и видеоарта и до наших дней.

Искусство, основанное на показе изображений во времени, зародившееся с появлением кинокамеры и далее развивающееся с появлением видеокамеры, на протяжении всего времени своего существования занимается экспериментированием с визуальными образами. На протяжении уже более ста лет кинорежиссеры и видеохудожники занимаются поисками новых формальных или концептуальных приемов для создания кино/видеополотен, стоящих в оппозиции мейнстриму и академическому искусству.

Курс лекций посвящён следующим темам:

1. Кинопримитивы и киноавангард немого периода.
2. Поэтические и метафорические эксперименты. Майя Дерен, Йонас Мекас, Стэн Брекидж.
3. Кэмп – альтернативная чувственность. Братья Кучар, Кеннет Энгер, Джек Смит.
4. Структурное кино. Пол Шэритс, Майкл Сноу, Джеймс Беннинг.
5. Художественные эксперименты Великобритании. Дерек Джармен, Кен Расселл, Бен Риверс.
6. «Американский видеоарт». Видеопоэтика Била Виолы.
7. «Found footage/Найденная пленка»: Петер Черкасски, Маттиас Мюллер, Лютер Прайс.
8. Эстетические эксперименты российского видеоарта.

19 мая. Кинопримитивы и киноавангард немого периода.
Лекция посвящена зарождению кинематографа, немым фильмам, снятым до Первой мировой войны, которые стали основой для развития выразительных средств кинематографа и его содержания. Первые фильмы братьев Люмьер, кинематографические мистерии Жоржа Мельеса.
Первые эксперименты немого периода – киноавангард, чаще всего французский, авторы которого уже основывались на иных законах создания кино, нежели традиционная кинематография, на сознательном поиске новых изобразительно-пластических форм. Луи Делюк, Жермена Дюлак, Луис Бунюэль, Фернан Леже, Ман Рей, Марсель Дюшан, Рене Клер, Вальтер Руттман, Ганс Рихтер и другие.

26 мая. Поэтические и метафорические эксперименты. Майя Дерен, Йонас Мекас, Стэн Брекидж.
Лекция посвящена периоду киноавангарда США после Второй мировой войны. Развивая традиции первого авангарда, кинематографисты продолжали следовать линиям сюрреалистических опытов, визионерским экспериментам с музыкальными и цветовыми ритмами, абстрактного кино «чистых форм», отвергавших повествовательность. Ключевыми экспериментами того времени были кинодебюты Майи Дерен, вошедшие в историю киноавангарда как «фильмы трансы», для которых характерна атмосфера сновидений и магических ритуалов. Также организованная Йонасом Мекасом киногруппа «Новое американское кино», которая стала попыткой создания альтернативной «фабрики звезд». Своеобразная нефигуративная кинопрактика Стэна Брекиджа показывала совершенно иной визуальный опыт для зрителя. Кинопоэмы Брекиджа основывались не на истории или герое, а на самом сознании, стоящем за ним.

2 июня. Кэмп – альтернативная чувственность. Братья Кучар, Кеннет Энгер, Джек Смит.
Кэмп – направление в кинематографе постмодернизма, основанное на концепции контркультуры, репрезентации «гротескного» тела как новой социальной структуры, полиморфной перверсной чувственности. Художники откровенно пародировали тиражные образы, продукты, клише массовой культуры, выявляли абсурдность ее характеристик и гротескно обнажали скрытые противоречия. Также пытались высвободить витальный потенциал массовой культуры от овеществленных культурных форм, признавая за ним способность к производству новых смыслов, зачастую прямо противоположных рыночным и китчевым.
Целый ряд кинохудожников, включая Энди Уорхола, братьев Кучар, Кеннета Энгера, Джека Смита, Рона Райса, помимо пародирования и выявления абсурдности коммерческой продукции массового общества проявляют непосредственный интерес к утопическим возможностям массовой культуры, свободно заимствуя мотивы и образы коммерческой культуры, создавая с их помощью собственную – альтернативную, зачастую квир, образность.

9 июня. Структурное кино. Пол Шэритс, Майкл Сноу, Джеймс Беннинг.
«Структурный фильм» — еще одно направление американского киноавангарда, основанное на суждении, что самая монотонная сторона повседневности, простое механическое действие содержат в себе важные значения и смыслы, при настойчивом всматривании и вживании в материал. Художники и режиссеры уделяли свое внимание простейшим, многократно повторяемым геометрическим структурам, реабилитировавшим физическую реальность, ее материальность и конкретность. Структурное кино подвергало анализу язык кино, критикуя любые структуры, в том числе языковые и визуальные коды культурных и идеологических репрезентаций, деконструировало традиционный нарратив и иллюзию кинозрелища.

16 июня. Художественные эксперименты Великобритании. Дерек Джармен, Кен Расселл, Бен Риверс.
Лекция посвящена визуальным экспериментам режиссеров и художников Великобритании. Одним из первых киноэкспериментаторов в Англии был режиссер Дерек Джармен. Его кинематограф, богатый визуальными и стилистически смелыми образами, находился в оппозиции к литературным и театральным традициям британского кинематографа. Находясь под влиянием эксцентричных режиссеров – от британцев Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера до основоположников квир-эстетики Жана Кокто и Кеннета Энгера, Джармен отстаивал личный кинематограф, сочетающий поразительную образность и особое звуковое оформление, отсылающий к авторским воспоминаниям, игнорирующий повествовательную структуру. Кинематограф Дерека Джармена посвящен квир-культуре, режиссер манифестирует свою инаковость, облекая ее в мифопоэтические образы.
Противоположную стратегию в экспериментальном кинематографе использует молодой британский режиссер Бен Риверс, который находится на территории между кинематографом и современным искусством, создавая свои антропологические мокьюментари Появление «мокьюментари», полностью или частично вымышленного продукта, подделывающегося под документ, было обусловлено тем, что само понятие «документ» стало бесконечно размытым. Оказалось, что «документальность» — всего лишь эстетическая система, набор приемов, который обладает большим потенциалом манипуляции. Посредством кинематографа Риверс творит иной мир, мир снов и фантазий, абсолютно герметичный. В этом ему помогает использование пленки. Материальность пленки, ее фактура, ее способность передать атмосферную глубину изображения является одним из основополагающих приемов художественной выразительности Риверса.

23 июня. «Американский видеоарт». Видеопоэтика Била Виолы.
Лекция посвящена творчеству американского видеохудожника Била Виолы. Находясь у истоков зарождения видеоарта, работы Виолы отражают те изменения, произошедшие в видеоарте за время его существования. Развитие современных технологий напрямую связано с развитием сферы формального эксперимента. В своем творчестве Бил Виола переосмысляет традиционные приемы и наполняет их дополнительными выразительными возможностями, а также вырабатывает совершенно новые подходы к работе с техникой и образностью видео. Художник формирует новый тип внутреннего пространства видео под влиянием классической традиции, использует принципы классической картины, воплощая их в виртуальном пространстве видео, придавая им новые качества. В видеоинсталляциях Билла Виолы видеообраз вплетается в более сложное художественное пространство, функционируя в нем определенным образом, реализуя идею «синтеза искусств», характерное качество видеоинсталляций Виолы.

30 июня. «Found footage/Найденная пленка»: Петер Черкасски, Маттиас Мюллер, Лютер Прайс.
Лекция посвящена стратегии, методу в видеоискусстве и кинематографе «Found footage/Найденная пленка». Художники и режиссеры, используя уже существующий кино/видео материал, перекраивают/монтируют его таким образом, чтобы реализовать собственную авторскую идею. Чтобы создавать кино/видеопроизведения уже не обязательно снимать их самостоятельно. История хранит колоссальный архив материалов «движущихся картинок», используя который можно деконструировать существующую кино/видео реальность или создавать новую. На лекции будут рассмотрены различные практики работы с найденным материалом режиссерами и видеохудожниками.

7 июля. Эстетические эксперименты российского видеоарта.
Лекция посвящена краткой истории российского видеоарта. Зародившись на 30 лет позже западного, российский видеоарт, с одной стороны, копировал зарубежные практики, а, с другой, развивался в контексте существующей локальной ситуации. На лекции будут описаны формальный и жанровые особенности видеоискусства в России.

О лекторе

Даша Бирюкова – искусствовед, киновед, куратор, бывший старший научный сотрудник сектора кино-, видео — и медиаискусства в Государственном центре современного искусства.

Стоимость одной лекции — 400 руб.
Абонемент на один месяц — 1 400 руб.
Абонемент на два месяца — 2 400 руб.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше